Сегодня в Республиканском агентстве по печатям и массовым коммуникациям «Татмедиа» состоялся круглый стол на тему «Сделано в Татарстане: Перспективы повышения доли местных производителей на полке. За и против». Организаторы мероприятия – редакция информационного агентства «РБК-Татарстан».
На повестке круглого стола стояло обсуждение вопросов конкурентоспособности местных производителей продуктов, спроса населения на местные продукты и потребительских предпочтений, возможностей сбыта, сотрудничества с торговыми сетями бренда Татарстана на российском и международном рынках, а также экспорта местной продукции.
Представитель Минпромторга РТ Резеда Миннеханова в своем выступлении отметила: «Доля сетевой торговли растет по России, в республике такая тенденция тоже наблюдается. Однако в Татарстане, наряду с Башкортостаном, среди регионов Приволжского федерального округа доля сетевой торговли по статистике наименьшая. Наибольшие показатели в Республике Мари-Эл (58%), Кировской (49,8%) и Саратовской области (48,9%). В республике у нас сделан упор на развитие многоформатной торговли, а наши региональные сети стараются сохранять позиции в сложной конкурентной ситуации. Также важно отметить, что в последние годы федеральные торговые сети больше стали работать с местными производителями, в этом заинтересованы сами сети в связи с упрощением логистики, а также в связи с тем, что местная продукция пользуется высокой популярностью среди населения».
По вопросам круглого стола выступили представители Минсельхоза РТ, компаний –производителей продуктов питания и торговых сетей Татарстана. Среди них – АО «БКК», торговая сеть «Эссен», КЗМП «Кукмара» и другие.
О том, как построена работа с местными поставщиками и какова их доля в торговой сети «Пятёрочка» рассказал Тимур Баймуллин - директор по работе с государственными органами макрорегиона «Волга»: «Действительно, доля товаров местного производства в общем товарообороте сети у нас на полках в среднем составляет порядка 30-40%, а в сегменте мясной гастрономии, молочной, хлебобулочной продукции и ряда других – доля достигает порядка 80-90%».
Также Тимур Баймуллин добавил, что, исходя из его практики работы с двенадцатью регионами ПФО, часто федеральная торговая сеть сталкивается с тем, что местные производители не могут пройти аудит и у них не налажены бизнес-процессы в части построения закупок, маркетинга, что значительно усложняет взаимодействие сторон.
«У нас есть хорошие кейсы, когда местные производители налаживали у себя эти процессы и затем они были представлены не только в регионе, но и по всей федеральной сети. То есть основная задача местного производителя - понять и наладить свой сбыт. Соответственно, надо углубленно изучать рынок товарного сегмента, чтобы понимать риски и возможности», - отметил Тимур Баймуллин.
В свою очередь, Алсу Хайруллина - заместитель директора ООО «Алкоторг» (АО «Татспиртпром») рассказала: «Алкоголь – это такая категория товаров, которая позволяет наращивать долю региональных производителей в торговых сетях».
Антон Мартынов - директор по торговому маркетингу ООО «Бахетле-1» в своем выступлении подчеркнул: «Одна из претензий к производителям – это отсутствие стабильности и регулярности поставок продукции. Например, по ягодной продукции у нас есть потребности круглый год, но производители имеют только сезонные предложения. Кроме того, в республике недостаточно производителей продукции халяль – маленький выбор предложений от производителей по конфетам, сырам и т.д. Наша сеть делала в Москве специальную акцию, обозначив товары «сделано в Татарстане», и мы выявили высокий спрос на продукцию халяль».
В завершении встречи участники отметили, что проблемы у местных производителей с федеральными сетями, конечно, возникают. Однако их решение лежит на пути открытого диалога и постоянного взаимодействия.