Татарстан активно внедряет методы "Бережливого производства"

6 декабря 2011 г., вторник

Татарстан - один из наиболее экономически развитых регионов России, обеспечивающий около 4% российского промпроизводства. О том, как в Татарстане реализуется стратегия перехода от экспортно-сырьевого к инновационному развитию экономики, РИА Новости рассказал министр промышленности и торговли республики Равиль Зарипов.

- Татарстан активно занимается внедрением технологий по методу "Бережливое производство". В чем суть этого проекта, каков экономический эффект от его внедрения?
- Республика Татарстан - один из первых регионов России, где в рамках государственно-частного партнерства успешно реализуются технологии "Бережливого производства" ("Lean Production"), и единственный регион, где разработана целевая программа внедрения "Бережливого производства" на 2011-2013 годы.

Напомню, что так называемые "лин-технологии" - это концепция организации производства на основе инновационного подхода к менеджменту и управлению качеством, первоначально разработанная корпорацией "Тойота". Она включает оптимизацию производственных процессов, постоянное улучшение качества продукции, сокращение издержек. "Бережливое производство" предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на рынок.

Министерство промышленности и торговли Татарстана совместно с промышленными предприятиями, научно-образовательными учреждениями ведет активную работу по внедрению философии и инструментов "Бережливого производства" на производстве и в сфере профобразования. Системная работа в этом направлении ведется с 2009 года. На начальном этапе число предприятий, внедряющих лин-технологии, не превышало двух десятков. Сегодня в проект включились более 80 предприятий и организаций различных отраслей экономики - машиностроения, легкой промышленности, нефтехимии, энергетики, сельского хозяйства, транспорта и связи, ЖКХ. Это "КамАЗ", "ЕлАЗ", "ПОЗИС", "КМПО", "Казанькомпрессормаш", "Казанский вертолетный завод", Завод имени Горького, "КАПО имени Горбунова", "Алнас", "Казанский электротехнический завод", "Спартак", "Татнефть", "Нижнекамскнефтехим", "ТМС-групп", Тепличный комплекс "Майский", "Судоходная компания "Татфлот", "Электротранспорт", "Идельстрой" и другие.

Примечательно, что в результате внедрения философии "Бережливого производства" изменяются психология, менталитет рабочих, инженерно-технических кадров и руководителей предприятий. Внедрение лин-технологий дает рост производительности труда на 35-70%, сокращение производственного цикла на 25-90%, рост качества продукции на 40-60%. Высвобождение производственных площадей составляет от 25 до 50%, экономия годового оборота достигает 10%, потребность в инвестициях снижается на 10-30%, а сроки реализации инвестиционных проектов - на 10-20%.

Лидеры внедрения лин-технологий - предприятия машиностроения. Так, на ОАО "КамАЗ" с 2006 года по сентябрь 2011 года внедрено 313,5 тысяч кайдзен-предложений, реализовано 7,5 тысячи проектов, создано 106 эталонных участков. Экономический эффект здесь составил 16 миллиардов рублей. На "ЕлАЗе" внедрение философии "Бережливого производства" проводится с 2004 года. На предприятии обучено 1100 сотрудников, подготовлено 37 внутрикорпоративных тренеров, создано 11 эталонных участков, реализовано 180 проектов. Экономическая эффективность ресурсосбережения составила 293 миллиона рублей.

Новое направление развития лин-технологий - "Бережливый город". В настоящее время реализуется проект "Бережливый город - Альметьевск".

Татарстан открыт к сотрудничеству для обмена опытом в области лин-технологий. Работает Межрегиональный координационный совет по развитию производственных систем на принципах бережливого производства, в состав которого входят представители Татарстана, Башкортостана, Удмуртии, Краснодарского края, Пензенской и Самарской областей. У нас регулярно проводятся лин-форумы и семинары с участием отечественных и зарубежных экспертов. На днях в Казани прошел VI Международный лин-форум "Эффективные процессы - высокая производительность", в работе которого приняли участие Президент Татарстана Рустам Минниханов, другие представители госвласти, ТПП РФ, международные лин-тренеры, руководители крупных российских предприятий.

- Летом этого года в Татарстане спущено на воду новое скоростное пассажирское судно проекта А145 производства Зеленодольского судостроительного завода имени Горького. В каком объеме татарстанские кораблестроители могут удовлетворить спрос на такие суда?
- Действительно, в рамках стратегии инновационного развития Татарстана Зеленодольский завод имени Горького в 2010 году приступил к строительству двух скоростных пассажирских судов проекта А145, предназначенных для эксплуатации в прибрежной морской зоне. Такое судно способно с комфортом перевозить до 150 пассажиров со скоростью около 40 узлов на расстояние 200 миль без дозаправки.
Спуск на воду первого скоростного теплохода нового поколения состоялся в августе, а в сентябре прошла его презентация на X Международном инвестфоруме "Сочи-2011" с участием президента Татарстана Рустама Минниханова.

В настоящее время на заводе проводятся ходовые испытания первого судна, а с начала навигации 2012 года запланированы морские испытания.

Заинтересованность в приобретении скоростных пассажирских судов производства Зеленодольского завода уже выразили судоходные компании ООО "Черноморские скоростные линии", ОАО "Росморпорт", Департамент транспорта и дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа, другие организации и компании, которые нуждаются в обновлении флота современными комфортабельными судами. Производственные мощности завода позволяют сейчас выпустить 4-5 таких судов.

- Отдельный разговор - особая экономическая зона "Алабуга". Сегодня в ней зарегистрировано 19 резидентов. Сколько из них уже выпускают продукцию, каковы перспективы ОЭЗ?
- Напомню, что Татарстан характеризуется как один из наиболее благоприятных для инвестирования регионов РФ. В мае 2011 года "Форбс" опубликовал рейтинг инвестпривлекательности российских регионов, в котором республика заняла первое место. В марте этого года в аналогичном рейтинге компании "Эрнст энд Янг" Татарстан также занял первое место.

Одним из эффективных инструментов привлечения иностранных инвестиций в экономику стала ОЭЗ промышленно-производственного типа "Алабуга", созданная решением правительства РФ 21 декабря 2005 года на территории Елабужского муниципального района Татарстана. Ее площадь составляет 20 квадратных километров. Инвесторы получают здесь подготовленные участки со всей инфраструктурой. К границам участков подводятся электричество, газ, тепло, другие инженерные коммуникации. Строительство объектов инфраструктуры ОЭЗ идет за госсчет, с 2006 года по 2011 год объем госинвестиций в проект "Алабуга" составил 14,8 миллиарда рублей.

Существенным стимулом для инвесторов является гарантированное государством льготное налогообложение: освобождение от уплаты местных налогов сроком на 10 лет, нулевой налог на имущество и на землю, нулевой транспортный налог, сниженная ставка налога на прибыль (15,5% для резидентов ОЭЗ), а также освобождение от уплаты таможенных пошлин и НДС на импортное сырье и оборудование. Для создания климата наибольшего благоприятствования и реального снижения уровня бюрократических издержек в ОЭЗ "Алабуга" функционирует система "Одно окно". В операционном зале системы в Административно-деловом центре ОЭЗ располагаются офисы 16 государственных регулирующих органов.

Резиденты ОЭЗ представлены тремя ключевыми кластерами: производство автомобилей и автокомпонентов, переработка полимеров в готовую продукцию, производство стройматериалов. Кроме того, на территории ОЭЗ выделены площади под кластеры пищевой, фармацевтической, авиационной промышленности, деревообработки, производства оптического волокна и станкостроения.
В настоящее время в ОЭЗ "Алабуга" зарегистрировано 19 резидентов с общим заявленным объемом инвестиций более 66,8 миллиарда рублей. Проектами предполагается создание более 8,6 тысячи рабочих мест, к настоящему времени создано свыше 2,5 тысяч рабочих мест.
Промышленно-производственной деятельностью занимаются пять резидентов: ООО "Соллерс-Елабуга" (производство автомобилей "Фиат Дукато"); ЗАО "Соллерс-Исузу" (сборка грузовых автомобилей "Исузу"); ЗАО "Полиматиз" (производство нетканого полотна на основе полипропилена); ООО "П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно" (производство стекловолокна и продукции на его основе), ООО "Эр Ликид Алабуга" (производство технических газов). С начала 2011 года ими выпущено продукции на общую сумму 9 миллиардов рублей.

Согласно стратегии развития ОЭЗ "Алабуга", к 2013 году на ее территории должны действовать 30 компаний-резидентов, что привлечет в экономику республики инвестиции в объеме не менее 100 миллиардов рублей. Перспективным направлением развития ОЭЗ будет создание компаниями "Соллерс" и "Форд" совместного производства автомобилей. Это предполагает развертывание мощного кластера по выпуску сопутствующих автокомпонентов и создание RD-центра для разработки новых автомобильных технологий и материалов. Кроме того, создание деревообрабатывающего производства турецкой компанией "Кастамону Интегре" позволит привлечь к участию в "Алабуге" фирмы, производящие мебель и продукцию на основе плит ДСП.

Важно то, что с приходом зарубежных компаний в экономику Татарстана привлекаются новые технологии, совершенствуются системы управления производством, в республике выпускается конкурентоспособная, отвечающая мировым стандартам продукция.

- На базе ОАО "Казанское авиационное производственное объединение имени С.П. Горбунова" создается производство деталей из композитных материалов, отвечающее мировым стандартам качества. На каком этапе сейчас этот проект?
- В рамках соглашения между правительством Татарстана, ОАО "ОАК" и ЗАО "Аэрокомпозит" в мае 2011 года зарегистрировано новое предприятие ЗАО "КАПО-Композит", которое будет производить элементы и осуществлять сборку крыльев из композитных материалов для региональных самолетов Sukhoi Super Jet и среднемагистральных MC-21.

В настоящее время отмежеван земельный участок под новое производство, определен перечень объектов недвижимости и оборудования, вовлекаемого как вклад в уставный капитал вновь создаваемого предприятия со стороны ОАО "КАПО им.С.П.Горбунова", проведена независимая оценка рыночной стоимости объектов недвижимости и основных средств, ведутся работы по монтажу оборудования в выделенных цехах.

Запуск производства запланирован на конец 2012 года. Использование в самолетах крыльев из композитных материалов позволит уменьшить расход топлива на 5,5-6%, так как вес таких крыльев будет на 25-30% меньше, чем металлических. Композитные крылья будут также способствовать решению задач оптимизации аэродинамической компоновки крыла для высоких крейсерских скоростей, использования технологии активной аэроупругости для снижения нагрузок, увеличения ресурса конструкции, повышения эффективности управления самолетом.

http://www.ria.ru/interview/20111125/497637088.html

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International