Обязательная маркировка продукции

Об обязательной маркировке продукции

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 № 792-р до 2020 года вводится обязательная маркировка табачной продукции, лекарственных препаратов, товаров легкой промышленности, шин и покрышек, духов и туалетной воды, фотокамер и фотовспышек.

Маркировка — это специальный код, который печатают на каждой упаковке или бирке. В коде зашифрована уникальная информация о товаре. Все, кто участвует в производстве и продаже товаров, сканируют код и загружают информацию в систему маркировки. По кодам можно будет отследить каждый товар.

Маркировка в России началась с 2016 года «Маркировка» для шуб и ЕГАИС для алкоголя, а с 2017 — «Меркурий» для мяса, молока и рыбы.

Для лекарств, табака и обуви Правительством России запущен эксперимент: производители и продавцы могут добровольно и бесплатно зарегистрироваться в государственной системе и начать работать с маркировкой до того, как она станет обязательной. 

Для участия в эксперименте необходимо заявку на сайте «Честного знака». Это национальная система маркировки с отдельными проектами для каждой сферы. Участие в эксперименте позволяет бизнесу своевременно обновить внутренние учетные системы, заранее приобрести, в случае необходимости, сканирующее оборудование для считывания маркировки, обучить своих сотрудников. Работа в тестовом режиме позволяет минимизировать риски возникновения ошибок при работе с системой и максимально комфортно ее внедрить.

Работа по маркировке

Отмечаться в системе маркировке необходимо всем, кто как-то связан с маркированным товаром: заводам, логистическим компаниям, дистрибьюторам, розничным магазинам. Каждому участнику цепочки нужно свое оборудование — оно отличается в зависимости от сферы и роли в производстве и продаже.

Производители

Шаг 1. Получить партию кодов

Все производители, кроме фармкомпаний, закупают коды через систему маркировки. Во время эксперимента коды выдают бесплатно, дальше придется платить по 50 копеек за код. Производители лекарств генерируют коды сами.

Код нужен для каждой индивидуальной упаковки: если вы сшили 200 пар обуви, вам нужно купить код на каждую коробку. Потребуется 200 кодов, даже если все пары одинаковые.

Шаг 2. Добавить крипто-хвосты

Крипто-хвосты — это дополнительная шифровка каждого кода. Чтобы добавить к кодам крипто-хвосты, нужно специальное оборудование — регистратор эмиссии. Он подключается к системе маркировки, загружает оттуда коды, которые купил производитель, и добавляет к ним специальные коды защиты.

Шаг 3. Нанести код на упаковку

Код наносят на товар — упаковку или бирку изделия. Можно печатать коды на упаковке или на этикетке, а дальше наклеивать на коробку.

Шаг 4. Передать информацию в систему маркировки

Информацию о каждой упаковке товара нужно загрузить в систему маркировки. Если производитель передает товар логистической компании или дистрибьютору, это тоже нужно зафиксировать.

Для работы с системой маркировки есть специальные программы. Они автоматизируют часть процесса: правильно формируют сообщения и оповещают об ошибках.

Логистические компании и дистрибьюторы

Логистическая компания сканирует коды и отмечает в системе, что приняла коробки с этой маркировкой. Получается двойная проверка: информацию в систему передает и отправитель, и получатель. Правило действует для всех, кто что-то делает с товаром: принимает полностью или частично, списывает или передает дальше.

Для логистических компаний и дистрибьюторов, как и для производителей, есть специальный софт, который упрощает и автоматизирует работу с маркировкой, но по закону покупать его не обязательно.

Розничные магазины

Когда магазин принимает упаковку товара, он должен отсканировать коды и отправить в систему маркировки: так государство узнает, что товар добрался до магазина. В розничных магазинах информацию о маркированном товаре отправляет касса — на ней устанавливается специальный софт.

Второй раз код нужно сканировать при продаже — так система маркировки узнает, что товар продали, а код вышел из оборота.

Чтобы отсканировать маркировку, нужен 2D-сканер. Обычно маркировка — это квадратный дата-матрикс код, который нужно сканировать и по горизонтали, и по вертикали. Обычный 1D-сканер распознает только ширину полос на штрих-коде, а 2D-сканер умеет считывать плоское 2D-изображение целиком. Для новых марок 1D-сканер не подойдет.

Ответственность

В соответствии со статьей 15.12 КоАП РФ предусмотрен штраф:

за производство товара без маркировки:

для должностных лиц 5 000 – 10 000 ₽;

для юрлиц 50 000 – 100 000 ₽.

За продажу, хранение, перевозку или покупку товаров без маркировки:

для граждан 2 000 – 4 000 ₽;

для должностных лиц 5 000 — 10 000 ₽;

для юрлиц 50 000 – 300 000 ₽.

Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р

Вопросы и ответы по обязательной маркировке обуви

Полезные ссылки

Контактные данные оператора

Вебинар Особенности системы цифровой маркировки и прослеживания обуви

Методические рекомендации для участников эксперимента по маркировке средствами идентификации и мониторингу оборота обувных товаров

 

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Яндекс цитирования