Отчет
об оценке фактического воздействия постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.08.2016 № 553 «Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях и земельных участках, государственная собственность на которые
не разграничена»
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.08.2016 № 553 «Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена» (опубликовано в Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти от 29 августа 2016 года № 16). Размещено в сети Интернет по адресу: http://pravo.tatarstan.ru/rus/npa_kabmin/post?npa_id=72332.
Разработка проекта постановления осуществлялась в рамках работы проектной группы Совета по предпринимательству при Президенте Республики Татарстан по вопросу «Нормативное регулирование нестационарной торговли на территории Республики Татарстан», сформированной в феврале 2016 года. С марта 2016 года проект постановления был размещен на официальном сайте Совета по адресу http://sovet.tatarstan.ru/.
За время работы проектной группы проведено 7 заседаний с участием заинтересованных предпринимателей, занятых в сфере торговли в нестационарных торговых объектах.
В рамках публичных обсуждений сформированный с учетом поступивших предложений текст проекта постановления находился в открытом доступе на официальном сайте Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан в разделе «Независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» в период с 19 по 3 июня 2016 года. За указанный период заключений о наличии в данном проекте постановления избыточных норм, препятствующих развитию предпринимательской деятельности, не поступало.
Ассоциацией предприятий малого и среднего бизнеса Республики Татарстан направлено письмо о поддержке принятия данного проекта постановления
В целях проведения оценки регулирующего воздействия проект постановления был направлен в Министерство экономики Республики Татарстан (http://mert.tatarstan.ru/proekt-postanovleniya-kabineta-ministrov-respublik-1534257.htm)
В соответствии с проведенной предварительной оценкой регулирующего воздействия и предложениями эксперта (по функции государственного управления: «регулирование обеспеченности внутреннего товарного рынка отдельными товарами, услугами» (03.05) было принято решение о целесообразности предложенного способа регулирования (письмо Министерства экономики Республики Татарстан от 28.07.2016 вх.12681 «О проведении оценки ОРВ»).
В дальнейшем, по итогам межведомственного согласования и в установленном порядке было утверждено вышеуказанное постановление.
3. Сравнительный анализ установленных в сводном отчете прогнозных индикаторов достижения целей и их фактических значений в соответствии со сводным отчетом.
Проект постановления разработан в соответствии со статьями 39³³, 3936 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральным законом от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в связи с необходимостью установления единообразных требований на территории Республики Татарстан для предпринимателей, осуществляющих деятельность в нестационарных торговых объектах. Предлагаемое в проекте регулирование предусматривает утверждение единых правил размещения таких объектов.
Детальная оценка прогнозных показателей регулирующего воздействия не проводилась. Вместе с тем, согласно данным Исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан по состоянию на 01.07.2016 количество нестационарных торговых объектов республики составляло 1819 единиц, на 01.01.2019 – 2081 единица.
4. Анализ фактических положительных и отрицательных последствий правового регулирования в сравнении с прогнозными положительными и отрицательными последствиями, зафиксированными в сводном отчете.
Принятие постановления не потребовало дополнительных ассигнований и не привело к негативным социально-экономическим и финансовым последствиям.
Положительные результаты принятого постановления в отношении предпринимателей, осуществляющих деятельность в нестационарных торговых объектах:
- возможность оформления размещения нестационарных торговых объектов только по договору аренды земельного участка и договору на право размещения нестационарного торгового объекта;
- закрепление общих принципов оформления договорных отношений, защищающих добросовестных предпринимателей;
- установление общих принципов льготного предоставления мест размещения нестационарных торговых объектов;
- установление гарантии предоставления компенсационных мест.
В соответствии с указанным постановлением органами местного самоуправления Республики Татарстан были приняты соответствующие нормативные правовые акты об утверждении порядка размещения нестационарных торговых объектов и схем размещения указанных торговых объектов.
5. Результаты предыдущих оценок фактического воздействия данного нормативного правового акта (при наличии). Иные сведения, которые позволяют оценить фактическое воздействие.
Поскольку указанное постановление было принято только в августе 2016 года результаты предыдущих оценок фактического воздействия отсутствуют.
6. Предложения, полученные в ходе публичных консультаций.
В связи с существовавшим пробелом в регулировании нестационарной торговли на уровне субъекта Российской Федерации участниками публичных консультаций отмечена необходимость принятия постановления. Это повлияло на количество нестационарных торговых объектов, размещенных на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Татарстан.
После принятия постановления схемы размещения нестационарных торговых объектов были приняты во всех муниципальных районах и городских округах Республики Татарстан.
Постановлением определены порядок заключения договоров на размещение нестационарного торгового объекта, предоставление компенсационного места хозяйствующим субъектам, порядок определения платы за размещение нестационарного торгового объекта, порядок расторжения договора в одностороннем порядке.
Постановление предоставило определенные конкурентные преимущества тем хозяйствующим субъектам, у которых на 1 марта 2015 года имелись действующие договоры аренды земельных участков, предусматривающие размещение нестационарных торговых объектов, надлежащим образом исполнившим свои обязательства, а также договоры аренды земельных участков под размещение нестационарных торговых объектов, не вошедших в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденную после принятия постановления. В частности, им было предоставлено право на заключение договора на размещение нестационарных торговых объектов без проведения торгов.
С точки зрения Уполномоченного при Президенте Республики Татарстан, закрепление указанных положений считают справедливым и направленным на защиту прав бизнеса, поскольку меняющее правовое регулирование не должно ухудшать положение предпринимателей, добросовестно осуществляющих свою деятельность.
Предложения Уполномоченного при Президенте Республики Татарстан по защите прав предпринимателей
Закрепленные в постановлении положения в целом направлены на создание понятных условий работы, гарантирующих права предпринимателей. Однако практика реализации некоторых нормативных положений вызывает недовольство бизнеса. В частности, учесть органам местного самоуправления при дальнейшей работе с предпринимателями в сфере нестационарной торговли следующие положения:
1. изменение размера или формы земельных участков, предоставляемых предпринимателю под размещение нестационарного торгового объекта уже в процессе такого предоставления;
2. требования по существенному изменению внешнего вида действующих нестационарных торговых объектов;
3. затягивание сроков для проведения торгов на предоставление права на размещение нестационарного торгового объекта;
4. включение в схему размещения нестационарных торговых объектов не всех, интересующих предпринимателей территорий, в том числе исключение тех, на которых ранее велась работа;
5. существенный рост цены на торгах, значительно отличающийся от размера арендной платы, взимаемой с других предпринимателей по договорам аренды в целях размещения нестационарных торговых объектов;
6. отсутствие возможности сменить профиль работы нестационарного торгового объекта согласно утвержденной схеме размещения;
7. неопределенность порядка предоставления компенсационных мест предпринимателям, в особенности по срокам проведения торгов.
Предложения Исполнительного комитета г.Набережные Челны:
- закрепить положения, позволяющие учитывать местную специфику малой торговли, соблюдение требований к размещению объектов и их внешнему виду способами, не препятствующими развитию малого торгового бизнеса. Не учтено. Считаем возможным закрепить такие положения в нормативном правовом акте органа местного самоуправления.
- регулировать размещение нестационарных торговых объектов на территориях многоквартирных домов и др. Не учтено. Настоящее постановление направлено на регулирование размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
- при размещении павильонов площадью более 100 кв.м или этажностью свыше одного этажа оформление договоров аренды земельного участка обязательно. Не учтено. Считаем введение данного положения ограничивающим конкуренцию.