Машиностроительный и оборонный комплексы

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

В 2019 году увеличение объемов выпуска товарной продукции по сравнению с 2018 годом осуществили: АО «ХК «ТЭМПО», ОАО «Казанькомпрессормаш», АО «Ремдизель», АО «ТАТПРОФ», АО «Производственное объединение Елабужский автомобильный завод», ЗАО «КАММИНЗ КАМА», ЗАО НИЦ «Инкомсистем», ООО «Аккурайд Уилз Руссиа», АО «Казанский медико-инструментальный завод», АО «Теплоконтроль» и ряд других предприятий.

Итоги работы отрасли, в первую очередь, определяются показателями ПАО «КАМАЗ». 

Доля КАМАЗа на российском рынке тяжелых грузовых автомобилей – 44,2%.

ПАО «КАМАЗ» продолжает реализацию инвестиционной программы развития.

Одним из знаковых результатов реализации инвестиционной программы является вывод на рынок грузовых автомобилей поколения К5. На заводе двигателей запущена сборка силового агрегата для К5 совершенно нового типа - двигатель Р6.

Совместно со стратегическим партнером ООО «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС» завершено строительство нового завода каркасов кабин, которые будут поставляться для камазовских грузовиков К5 и на сборочное производство грузовиков Mercedes-Benz. Торжественное открытие завода состоялось 27 мая 2019 года.

В июне состоялся запуск новой линии по производству алюминиевых топливных баков, емкостью до 800 литров.

Между ПАО «КАМАЗ» и Казанским (Приволжским) федеральным университетом подписано соглашение о сотрудничестве и создании на базе вуза совместного Центра исследования и разработок интеллектуальных транспортных систем КАМАЗ-КФУ, предполагающее совместную разработку и внедрение уникальной системы автопилота для серийных грузовиков.

ПАО «КАМАЗ» ведется работа в области развития экологического вида транспорта. Предприятие в 2019 году поставило в Москву 100 электробусов и 36 зарядных станций. 15 апреля 2019 года ПАО «КАМАЗ» и АО «РОСНАНО» подписали соглашение о стратегическом партнёрстве при разработке и производстве перспективных батарей для электротранспорта и напольной техники на основе литий-ионных аккумуляторов. Документ создает основу для реализации совместных проектов по развитию электротранспорта в России и систем накопления энергии на основе литий-ионных аккумуляторов, а также выводит сотрудничество между двумя компаниями на новый глобальный уровень.

ПАО «КАМАЗ» является лидером отрасли по разработкам и производству газомоторной автотехники:

- организовано ее полноценное массовое производство, рассчитанное на выпуск 8000 автомобилей и 1500 автобусов в год;

- в настоящее время выпускаются более 100 моделей на компримированном газе, включая газодизельные магистральные тягачи, освоено серийное производство автомобилей на сжиженном природном газе, которые уже поставлены в дочерние общества ПАО «Газпрома», где успешно эксплуатируются;

- развёрнута широкая сеть по обслуживанию ГМТ КАМАЗ на всей территории России.

ПАО «КАМАЗ» имеет четкую программу дальнейшего развития газомоторной техники, которая ориентирована уже на модели поколений К-4 и К-5. Учитывая современный тренд на расширение использования автотехники на сжиженном природном газе, разработаны седельные тягачи, самосвалы, полноприводные автомобили и даже автобус на этом топливе.

29 апреля 2019 года состоялось подписание пятистороннего соглашения о сотрудничестве по развитию производства автомобильной техники КАМАЗ и компонентов для нее на территории Республики Казахстан. Стороны намереваются рассмотреть возможность создания совместного предприятия, зарегистрированного в Республике Казахстан, с участием ТОО «Tobolkz» и ПАО «КАМАЗ» или АО «КАМАЗ-Инжиниринг» (совместного предприятия ПАО «КАМАЗ» и АО «Национальная компания «Казахстан Инжиниринг»).

ПАО «КАМАЗ» представил прототип грузовика поколения К6. КАМАЗ-54907, получивший имя КАМАЗ CONTINENT – это прототип семейства К6, следующего этапа в развитии автогиганта. Реализация проекта «Кабина 2020» получила воплощение в энергоэффективном гибридном магистральном тягаче. Электродвигатель позволит обеспечивать автономное движение при перемещении на закрытых территориях, при подъёмах или пробуксовке. На грузовик установлен также дизельный двигатель Р6 с пониженным расходом топлива – менее 25 литров на 100 км.

По направлению развития беспилотного транспорта в декабре 2019 года на производственной площадке «КАМАЗа» начались первые тестовые заезды беспилотного автомобиля КАМА3-4308. Проект по перевозке комплектующих с помощью автомобилей-роботов получил название «Одиссей». Пока речь идет о логистических операциях на дорогах в периметре промышленной площадки «КАМАЗа». Такие машины могут применяться на любых производствах, где требуются челночные перевозки по заданным маршрутам.

На кузбасской шахте «Листвяжная» в рамках реализации инновационного проекта «Цифровое горное предприятие» в декабре 2019 года – январе 2020 года прошел испытание беспилотный автомобиль КАМАЗ-43118. Его итогом должно стать создание целой системы беспилотной перевозки угля в Кузбассе к декабрю 2020 года.

13 декабря 2019 года на автомобильном заводе «КАМАЗа» состоялось торжественное мероприятие по случаю празднования 50-летия со дня основания Камского комплекса автомобильных заводов с участием Президента Российской Федерации В.В.Путина. В общей сложности, в праздничном вечере приняли участие около четырёх тысяч человек.

По итогам конкурса ПАО «КАМАЗ» и крупнейший пассажироперевозчик «Мосгортранс» подписали договор на поставку 511 дизельных автобусов НЕФАЗ-5299-40-52 на общую сумму 6,5 млрд рублей. Вся техника будет поставляться поэтапно в период с 1 июля по 30 ноября 2020 года. По условиям контракта, «КАМАЗ» передаст столице 462 городских низкопольных автобуса большой вместимости, 25 автобусов с кабиной для инструктора, 24 автобуса с автоматизированной системой отслеживания пассажиропотока. Также договором предусмотрено обучение водителей и ремонтного персонала особенностям обслуживания и эксплуатации подвижного состава.

В январе 2020 году команда «КАМАЗ-мастер» стала семнадцатикратным победителем международного ралли «Дакар-2019».

«ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС», совместное предприятие немецкого автомобилестроительного концерна Daimler AG и российского производителя грузовиков ПАО «КАМАЗ», занимается производством и продажей грузовых автомобилей Mercedes-Benz и FUSO. В 2019 году компания вывела на российский рынок обновленный Mercedes-Benz Actros с инновационными опциями. Новый релиз включает в себя сразу 7 пакетов инновационных систем, созданных для повышения топливной и эксплуатационной эффективности, а также безопасности использования грузовика. 

В марте 2019 года совместное предприятие Ford Sollers приняло решение о реструктуризации бизнеса в России, в результате которой было завершено производство легкового семейства автомобилей и двигателей. Совместное предприятие сосредоточилось на производстве коммерческих автомобилей Форд Транзит в обновленной версии. Автомобиль сохранил все преимущества и получил обновленные сиденья, новую цветовую палитру деталей экстерьера и отделки салона. Также была модернизирована несущая конструкция кузова, замки дверей, что привело к дополнительному усилению кузова.

Серьезное внимание в деятельности предприятия уделяется вопросам локализации. Сегодня на территории Российской Федерации предприятие работает с 34 поставщиками. В феврале 2019 года подписано разрешение на поставку бампера для автомобилей Ford Transit из локального материала ООО «Татхимпласт». Цепочка поставщиков включает в себя: ПАО «Татнефть» - добыча, ПАО «Нижнекамскнефтехим» - базовые полимеры, ООО «Татхимпласт» - компаунды, ООО «Хитон Пласт 2» - бампер, ООО «Форд Соллерс Елабуга» - сборка.

В 2019 году были подписаны одобрения на поставку шести деталей из локальных материалов, также были успешно локализованы еще 5 деталей штамповки на автомобили Ford Transit (штамповка осуществляется на заводе ООО «Джошкуноз Алабуга»). Также на 100% имеющихся локальных штампов по всей линейке продукции ООО «Форд Соллерс Елабуга» одобрен локальный металл производства ПАО «ММК».

В 2019 году совместное предприятие Ford Sollers продолжило активное взаимодействие с учебными заведениями в сфере подготовки высококвалифицированных специалистов для автомобильной промышленности, оказывало поддержку движению Worldskills, став «Золотым спонсором» Международного чемпионата.

АО «Ремдизель», одно из значимых предприятий оборонно-промышленного комплекса России, ведет разработку и выпуск бронеавтомобилей семейств «Тайфун», «Выстрел» и «Торнадо». На предприятии разработан план стратегического развития до 2023 года. В частности, в него входят инвестиционные проекты «Развитие производства специальных защищенных автомобилей» и «Модернизация производства запасных частей и комплектующих», работа над которыми уже идет.

В ходе реализации проекта «Развитие производства специальных защищенных автомобилей» будет создано современное и высокотехнологическое производство, которое позволит выпускать новые виды автомобилей специального назначения (более 200 автомобилей в год).

АО «Производственное объединение Елабужский автомобильный завод» вышло на лидирующие позиции среди поставщиков спецтехники нефтедобывающей отрасли Российской Федерации и успешно удерживает положение в течение многих лет. Оборудование и машины с маркой «ЕлАЗ» завоевали доверие и признание ведущих компаний России и СНГ. В число заказчиков предприятия входят крупнейшие нефтегазовые, нефтесервисные и буровые компании.

Предприятием завершена разработка и освоено производство высокотехнологичного агрегата подъемного для ремонта скважин АПРС-32/40 на базе полуприцепа собственного изготовления. АО «Производственное объединение Елабужский автомобильный завод» освоено производство самоходного шасси ППС (платформы передвижной самоходной) с колесной формулой 8х8 для применения в качестве транспортно-монтажной базы подъемных агрегатов АПРС-40 и АПРС-50 вместо ранее применявшихся автомобильных 3-х осных шасси «УРАЛ», «КАМАЗ». Также освоено производство экскаватора-погрузчика «Bobcat» модели В 780.

Компания «РариТЭК», являясь одним из ведущих разработчиков (более 130 моделей освоенной техники) и производителем (производство автобуса под собственным брендом «LOTOS») газомоторной техники, газозаправочного оборудования и передвижных автомобильных газовых заправщиков, активно участвует в развитии рынка по использованию сжиженного природного газа (СПГ) в качестве газомоторного топлива.  

Группа компаний «РариТЭК» в рамках Всероссийского газомоторного форума получила знак отличия как одна из компаний, внесшая наиболее значимый вклад в развитие газомоторной отрасли России.

Компания «РариТЭК» совместно с ООО «Торгово-производственная компания МТЗ-Татарстан» разработала первый сельскохозяйственный трактор в России, работающий на СПГ.

Совместно с Университетом Иннополис был представлен продукт в виде виртуального ассистента, где с помощью очков дополненной реальности, не обладая специальными знаниями, возможно самостоятельно произвести заправку техники на криогенном заправщике СПГ производства РариТЭК.

ООО «ЦФ КАМА», совместное предприятие ПАО «КАМАЗ» и ZF Friedrichshafen AG, в 2019 году запустил сборочное производство подвески кабины для нового семейства автомобилей КАМАЗ. Усилия компании направлены на запуск сборочного производства и производства деталей нового инновационного семейства автоматизированных коробок передач Trakson.

Самым крупным производителем колесной продукции в России является ООО «Аккурайд Уилз Руссиа». Основные потребители: ПАО «КАМАЗ», ПАО «АВТОВАЗ». Реализация проекта «Создание и модернизация производства колес для грузовых и легковых автомобилей» позволила предприятию расширить номенклатуру легковых колес и начать поставки продукции для сборочных конвейеров FORD, ООО «Лада Ижевский автомобильный завод», ООО «УАЗ».

ЗАО «КАММИНЗ КАМА» - совместное предприятие, созданное корпорациями ПАО «КАМАЗ» и Cummins Inc. в г.Набережные Челны, работает над локализацией базовых узлов двигателей, топливной аппаратуры. Уровень локализации достиг 60%. 

В марте 2019 года в ООО «КНОРР-БРЕМЗЕ КАМА», совместном предприятии ПАО «КАМАЗ» и немецкой компании Knorr-Bremse AG, выпущен двухмиллионный барабанный тормоз. Компания запустила линии пропитки, механической обработки диска, начата сборка осей для грузовых автомобилей, запускаются линии по производству тормозных камер, влагомаслоотделителей, согласовывается конструкторская документация на гаситель для двигателя Р6.

ОАО «РИАТ» освоено производство сидений на большинство моделей белорусской техники, ведется работа по сидениям машиниста локомотива и пассажирских сидений для поставки в ОАО «РЖД», продолжается работа по освоению взрывозащищенных сидений.

Холдинговая компания «ТЭМПО» — один из крупнейших промышленных концернов. Основными предприятиями холдинга являются:

ЗАО «Производственная торгово-финансовая компания «Завод транспортного электрооборудования» в целях пополнения модельного ряда автомобилей БелАз создан комплектный электропривод Б-90 для самосвала грузоподъемностью 90 тонн, это позволит увеличить конкурентоспособность карьерной техники на мировом рынке. Компанией создан агрегат ТАМ880 для маневровых тепловозов, ранее не производимых в России.

ЗАО «Производственная торгово-финансовая компания «Технотрон», производитель автокомпонентов, компонентов для кранового и электрооборудования, проводит модернизацию производства: внедряет роботизированные комплексы, автоматизирует процессы.

ООО «Технотрон-Метиз» работает над повышением качества выпускаемой продукции и внедрением в производство новых видов продукции. Так, в январе запущена линия по нанесению современного цинкального покрытия, позволяющего достичь коррозийной стойкости в десятки раз больше по отношению к традиционному покрытию; реализуются мероприятия по освоению производства крепежа для конвейеров автомобильных заводов КАМАЗ, АВТОВАЗ, УАЗ, ГАЗ.

ЗАО «НТЗ «ТЭМ-ПО» совместно с ПАО «Северсталь» и Московским институтом стали и сплавов проведена работа по экспериментальному прокату трубной продукции из инновационной марки стали проекта Северкор, обладающей повышенными коррозионностойкими и хладостойкими свойствами, необходимыми для нефтегазовой отрасли.

Благодаря собственному проектному управлению ЗАО «Камский завод металлоконструкций «ТЭМПО» реализует сложные проекты, заказчиками которых являются ПАО «Газпром», ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Сибур Холдинг» и другие крупные предприятия.

АО «Камский металлургический комбинат «ТЭМПО» - производит сортовой прокат и арматуру.

В 2019 году запущены предприятия по производству сварного решетчатого настила и электрографитных щеток для электрических машин (ООО «Камский настил») (ООО «Графит Плюс») (резиденты ТОСЭР г.Набережные Челны)).

ОАО «Казанькомпрессормаш» совместно с АО «НИИтурбокомпрессор (Группа ГМС) им В.Б.Шнеппа» реализует проекты по проектированию, изготовлению и поставке высокотехнологичных компрессорных установок и оборудования для различных отраслей промышленности России и СНГ. Модульная винтовая компрессорная установка ТАКАТ 78.2-7 МЗа ХЛ1 ОАО «Казанькомпрессормаш» признана лауреатом федерального конкурса «100 лучших товаров России» и республиканского конкурса «Лучшие товары и услуги Республики Татарстан» в номинации «Продукция производственно-технического назначения». Высокой оценки также удостоена установка компрессорная 32ГЦ-20/30-106 К.У1, ставшая дипломантом конкурсов.

ОАО «Альметьевский трубный завод» (входит в Объединенную металлургическую компанию) – крупнейший в России производитель стальных электросварных труб с высококачественным наружным покрытием.

АО «Татпроф», производитель алюминиевых профилей, в настоящее время занимает 22% российского рынка алюминиевой экструзии. Предприятие продолжает развивать новое направление готовых продуктов из алюминия «Green Al»: оборудование для выращивания шампиньонов, промышленные тепличные комплексы. Данное направление задает тренд импортозамещению алюминиевых продуктов в России. 

ООО «АЛНАС», входящее в состав группы компаний «Римера», выпускает установки электроцентробежных насосов (УЭЦН) для добычи нефти, погружные электродвигатели с повышенным напряжением, газосепараторы, гидрозащиты. Полнокомплектные УЭЦН завода «Алнас» успешно работают на нефтепромыслах крупнейших компаний России и дальнего зарубежья. Основными потребителями продукции завода являются крупнейшие российские нефтедобывающие компании «Роснефть», «Лукойл», «Газпром нефть», «Славнефть», «Юганскнефтегаз», а также нефтяные компании Индии, Венесуэлы, Казахстана, Украины, Белоруссии.

ЗАО НИЦ «Инкомсистем» работает в 4 смежных направлениях: автоматизация и управление процессами, коммерческий учет газовых и жидких сред, инновационное оборудование и технологии, программно-вычислительные комплексы. Блог подготовки топливного газа, производимый предприятием, признан лауреатом федерального конкурса «100 лучших товаров России» в номинации «Продукция производственно-технического назначения». В настоящее время ЗАО НИЦ «Инкомсистем» реализует 2 инвестиционных проекта: строительство завода по производству поточных газоанализаторов, блочно-модульного оборудования для нефтегазовой отрасли, общей площадью 9 927 кв.м. и исследование химического парофазного осаждения кремниевых покрытий для разработки антикоррозионного покрытия взрывозащищённых поточных газоанализаторов универсального климатического исполнения на территории Технопарка «ХИМГРАД».

ООО ПКФ «БЕТАР» в 2019 году запустил серийное производство электронных счетчиков воды СХВЭ/СГВЭ 15. Освоено изготовление и произведены первые поставки режущего инструмента на ПАО «КАМАЗ». Усилиями ООО ПКФ «БЕТАР» в республике зарождается станкостроение: предприятием производятся и поставляются трансферные/агрегатные станки. Совместно с компанией «BORCHE» реализуется проект – открытие центра технических компетенций «BORCHE-BEYAR», деятельность которого направлена на оказание комплекса услуг по организации производства литья под давлением. 

ОАО «Бугульминский электронасосный завод» - производитель установок погружных электроцентробежных насосов (УЭЦНБ) для добычи нефти, позволяющих откачивать пластовую жидкость с глубины 3600 метров. Также завод оказывает услуги по капитальному и текущему ремонту УЭЦН и запасных частей к ним. Предприятие много лет сотрудничает с ПАО «НК «Роснефть», ОАО «НК Руснефть», ПАО «Татнефть», ООО «Нефтяная компания «Лукойл», а также с компаниями Украины, Казахстана, Азербайджана, Судана. 

АО «Вакууммаш» является крупнейшим предприятием по выпуску вакуумного оборудования в Российской Федерации и странах СНГ. В 2019 году предприятием разработана, запущена в производство, начата поставка новой линейки диффузионных вакуумных насосов для компании Leybold GmbH (Германия). 

АО «Нижнекамский механический завод» (входит в состав Шинного бизнеса Группы «Татнефть» КАМА TYRES) производит машиностроительную продукцию и нестандартное оборудование, а также занимается ремонтом и техническим обслуживанием оборудования предприятий Шинного бизнеса «Татнефти». Это единственный в России завод – производитель камер резиносмешения, используемых на производственных мощностях Шинного бизнеса Группы «Татнефть» КАМА TYRES, а также запасных частей к ним.

АО «Казанский медико-инструментальный завод» создано современное производство одноразовых стерильных медицинских изделий. Это единственный стерилизационный центр Поволжья. На его долю приходится 50% газовой стерилизации России. 

ООО «Эйдос-Робототехника» – российский разработчик, производитель промышленных роботов и автоматизированных решений. Компанией на заводах России внедрены роботизированные линии для розлива напитков в пэт-тару; на заводе «ЕВРОПЛАСТ» (г.Казань) создана линия автоматизированной сборки изделий из пластика на заводе; завершены испытания предсерийных образцов промышленного робота-манипулятора с последовательной кинематикой.

Предприятия группы компаний «Кориб»:

ООО «Елабужский аккумуляторный завод» работает над запуском второй очереди завода с организацией автоматизированной сборки 1 млн ед. нового вида аккумуляторных батарей.

ООО «Кориб Металл» строит завод по производству 10 тыс. тонн вторичного свинца в год путем переработки 18 тыс. тонн свинцово-кислотных аккумуляторных батарей экологически безопасным способом.

ООО АРЗ «Кориб» реализует проект по производству ремонтных комплектов грузовой техники.

Машиностроительные предприятия активно реализуют проекты на территориях опережающего социально-экономического развития.

В г.Набережные Челны:

Компания Хайер продолжает реализовывать проект по организации производства холодильников Haier в России. В настоящее время создается 2-ая автоматизированная линия по производству полуфабрикатов для холодильников.

В августе 2019 года запущен завод по производству стиральных машин барабанного типа. Также компанией будут построены заводы по производству бытовой техники (холодильного и морозильного оборудования, телевизоров). Автоматизированная линия по производству телевизоров уже запущена в августе.

ООО «Кама-Трейд Татарстан» запустил сервисный металлообрабатывающий центр Brandstell. Предприятие предоставляет услуги по обработке листового горячекатаного металлопроката с применением уникальной технологии EPS (бескислотное травление) очистки.

ООО ЗМК «Метлайн» стал производить металлоконструкции.

ООО «ЗМ ПОВОЛЖЬЕ» организовал производство навесных вентилируемых фасадных конструкций.

ООО «ЗБУ «Автократ» стал производить бурильные агрегаты для ремонта скважин БАРС 100.

ООО «Научно-производственное предприятие «КАМА» начал выпускать сильфонные компенсаторы, используемые для обеспечения эффективной защиты трубопроводов в системах водоснабжения, системах отопления и других технологических трубопроводов.

ООО «КМД НЧ» начал выпуск запасных частей к грузовым автомобилям.

ООО «Кёниг Модуло Ру Челны» запускает производство автокомпонентов для грузовых автомобилей.

В г. Нижнекамске:

В индустриальном парке «Пионер» состоялось открытие российско-китайского завода по окрашиванию оцинкованной рулонной стали ООО «Камасталь». Одним из партнеров является компании Haier, куда поставляется сталь для корпусов бытовой техники.

ООО «ОРГНЕФТЕХИМ-СТРОЙ» открыл производство трубных узлов – деталей трубопроводов для нефтегазохимической, энергетической, пищевой промышленности.

ООО «Промсектор» создал предприятие по обработке и окраске металлоконструкций.

ООО «Метакам» запустил производство вентильных блоков и обжимных фитингов для контрольно-измерительных приборов.

ООО «Камэнергомаш» реализует проект по запуску производства высокоэффективных газовых турбин и деталей газотурбинных установок. Используемая технология производства является уникальной в России и имеет конкурентноспособную стоимость. Предприятие планирует охватить до 10% рынка турбин России.

В г.Чистополе ООО «Камлит» открыл завод по производству комплектующих для погружных насосов; ООО «К-Терм» создано производство отопительных радиаторов.

В г.Зеленодольске ООО «СПК «Гефест» создан производственный комплекс по обработке металлических изделий; ООО «ПРОМЭНЕРГО» открыл производство низковольтных комплектных устройств на базе измерительных приборов учета электроэнергии.

ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

Важная роль в поддержании национальной безопасности принадлежит оборонно-промышленному комплексу (ОПК) России, который представляет собой высокотехнологичный сектор экономики, ее ключевое звено. Он включает промышленные предприятия и научные организации, занимающиеся оборонными исследованиями и созданием вооружения и военной техники.

Не менее значима доля ОПК в производстве высокотехнологичной продукции: космической, авиационной и электронной техники, оптического приборостроения, промышленных взрывчатых веществ, судостроения, радиоэлектронной аппаратуры, средств связи, медицинского оборудования. Кроме этого, ОПК играет ведущую роль в экспорте наукоемкой машиностроительной продукции и технологий.

В Республике Татарстан расположено 27 крупных и средних предприятий, входящих в состав оборонно-промышленного комплекса России и функционирующих в сфере производства боеприпасов, спецхимии, авиастроения, судостроения, систем управления и обычного вооружения.

Общая численность занятых в отрасли составляет более 47 тыс. человек.

Значительного увеличения объемов производства добились такие предприятия, как ФКП «Казанский завод точного машиностроения», АО «ПО «Завод имени Серго», КАЗ им.С.П.Горбунова – филиал ПАО «Туполев», АО «КМПО», ОАО «Казанский завод «Электроприбор», и ряд других.

Результатом тесного взаимодействия республиканских органов государственного управления, директорского корпуса и депутатов с федеральными структурами стало активное участие предприятий ОПК в государственных программах, что обеспечивает привлечение средств федерального бюджета к техперевооружению, модернизации производства, освоение выпуска новых видов наукоемкой продукции, наращиванию объемов производства.

В 2019 году 13 республиканских предприятий оборонно-промышленного комплекса участвуют в двух государственных программах Российской Федерации («Развитие оборонно-промышленного комплекса» и «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы»).

Судостроение – важнейшая отрасль обеспечения безопасности страны.

В целях развития отрасли в республике по инициативе АО «Холдинговая компания «Ак Барс», при одобрении Президента Республики Татарстан Р.Н.Минниханова, создана Судостроительная Корпорация «Ак Барс», которая объединила промышленные предприятия и организации с численностью работающих более 10 тыс. человек. В состав АО «Судостроительная Корпорация «Ак Барс» входит 9 организаций.

АО «Зеленодольский завод имени A.M.Горького» является одним из крупнейших и стратегически важных судостроительных предприятий России, которое располагает высоким уровнем технологий и оборудования, современными средствами контроля и системой качества, высококвалифицированным персоналом, выпускает широкую номенклатуру продукции различного назначения, обладает высоким экспортным потенциалом. 

11 июня на Новороссийской военно-морской базе состоялись торжественные мероприятия по случаю подъема Военно-Морского флага на патрульном корабле проекта 22160 «Дмитрий Рогачев», построенном на АО «Зеленодольский завод имени А.М.Горького».

Современные корабли проекта 22160, спроектированные АО «Северное проектно-конструкторское бюро», предназначены для охраны территориальных вод, патрулирования экономической зоны в открытых и закрытых морях, пресечения контрабандной и пиратской деятельности, поиска и оказания помощи пострадавшим при морских катастрофах, экологического мониторинга окружающей среды, для охраны кораблей и судов на переходе морем, а также военно-морских баз и водных районов с целью предупреждения о нападении различных сил и средств противника в военное время.

В настоящее время в боевом строю Черноморского флота уже несет службу головной корабль проекта 22160 «Василий Быков», а в постройке находятся еще четыре патрульных корабля данного проекта, предназначенных для укрепления корабельной мощи Военно-Морского Флота России. Эти современные корабли спроектированы с применением модульной концепции вооружения.

Стоит отметить, что патрульный корабль проекта 22160 «Дмитрий Рогачев» был передан Военно-морскому флоту на полгода раньше предусмотренного контрактом срока.

22 августа на сдаточной базе г.Махачкала по результатам государственных испытаний в торжественной обстановке был подписан приемный акт десятого из серии катера специального назначения проекта 21980, построенного на АО «Зеленодольский завод имени А.М.Горького».

В мероприятии приняли участие представители командования Каспийской флотилии, руководства предприятия, представители заказчика и контрагентских организаций.

Катера специального назначения проекта 21980 строятся на предприятии с 2008 года. Разработчиком проекта является АО «КБ «Вымпел» (г.Нижний Новгород).

Согласно данным разработчика, катера проекта 21980 предназначены для охраны водных районов военно-морских баз ВМФ Российской Федерации. Современное оборудование и высокие мореходные характеристики позволяют им решать широкий спектр задач.

Катера данного проекта оснащаются современным радиоэлектронным вооружением и средствами обнаружения подводных объектов. На борту катеров имеется водолазное снаряжение.

1 декабря на сдаточной базе г.Кронштадта состоялось подписание приемного акта второго из серии пограничного сторожевого корабля 1-го ранга проекта 22100 «Петропавловск-Камчатский», построенного на АО «Зеленодольский завод имени А.М.Горького».

Корабль нового поколения проекта «Океан», разработки АО «ЦМКБ «Алмаз» (г.Санкт-Петербург) – первый в новейшей истории России корабль такого типа, спроектированный полностью по требованиям морских пограничников (Пограничной службы ФСБ России). Корабль является многофункциональным, обладает высоким боевым потенциалом и способен участвовать в полномасштабных спасательных операциях. По совокупности технических характеристик «Океан» не имеет аналогов.

Церемония закладки корабля «Петропавловск-Камчатский» состоялась в г.Зеленодольске 15 июня 2015 года. В настоящее время головной корабль проекта 22100 «Полярная звезда» успешно несет службу в составе пограничного управления по Западному арктическому району, а третий корабль серии — «Анадырь» проходит испытания.

28 декабря состоялась церемония подъема флага на малом ракетном корабле проекта 21631 «Ингушетия».

Малые ракетные корабли проекта 21631 (разработчик АО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро»), строящиеся для ВМФ России, являются многоцелевыми кораблями класса «река-море», оснащенными самыми современными образцами артиллерийского, ракетного, противодиверсионного, зенитного и радиотехнического вооружения. Назначение кораблей данного проекта – охрана и защита экономической зоны государства.

В настоящее время семь кораблей проекта 21631 – головной «Град Свияжск» и серийные «Углич», «Великий Устюг», «Зеленый Дол», «Серпухов», «Вышний Волочек» и «Орехово-Зуево» – уже несут службу в составе ВМФ России, на стапелях завода ведется строительство еще четырех единиц – «Грайворон», «Град», «Наро-Фоминск» и «Ставрополь».

Основными предприятиями, функционирующими в сфере производства боеприпасов и спецхимии, являются ФКП «Казанский государственный казенный пороховой завод», АО «Производственное объединение «Завод имени Серго», ФКП «Казанский завод точного машиностроения».

АО «Производственное объединение «Завод имени Серго» является многопрофильным, динамично развивающимся, социально ориентированным предприятием города Зеленодольска, с хорошим производственным, научно-техническим и кадровым потенциалом.

В условиях постоянно расширяющихся запросов рынка крупной бытовой техники Советом директоров компании принято решение о необходимости реализации нового инвестиционного проекта «Комплексное развитие производства бытовой холодильной техники и медицинского холодильного оборудования на основе внедрения высокотехнологичного оборудования и прогрессивных технологий».

В третьем квартале 2019 года начато строительство Логистического центра в рамках реализации программы «Комплексное развитие производства бытовой техники и медицинского холодильного оборудования на основания высокотехнологичного оборудования и прогрессивных технологий на АО «ПОЗиС». 

Авиационная промышленность – мощный двигатель развития экономики страны. Перспективное развитие авиастроительной промышленности Республики Татарстан тесно связано с крупными предприятиями авиастроения (КАЗ им.С.П.Горбунова - филиал ПАО «Туполев», ПАО «КВЗ», АО «КМПО» и др.), предприятиями среднего бизнеса (ООО «Фирма МВЕН», АО «НПО «ОКБ им.М.П.Симонова», АО «ЭНИКС» и др.), так и образовательными и научными центрами.

Один из уникальных, современных промышленных авиационных объектов Российской Федерации - ПАО «Казанский вертолетный завод», занимает устойчивое положение на рынке вертолетной техники. 

Выполняется контракт с Государственной транспортной лизинговой компанией о поставке вертолетов Ми-8МТВ-1 и Ансат для санавиации. Вертолетную технику ГТЛК получает в рамках федерального проекта «Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Российской Федерации», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Средства на развитие санитарной авиации получают 34 российских региона.

ПАО «Казанский вертолетный завод» передал 4 вертолета Ансат для Национальной службы санитарной авиации. Каждый день они спасают жизни людей в разных регионах России.

В 2019 году сданы два первых серийных вертолета Ми-38Т по заказу Минобороны России и изготовлен первый серийный Ми-38 с салоном повышенной комфортности.

Вертолеты Ми-38 и Ансат в стилистике бренда Аурус были представлены на выставке МАКС-2019.

Два Ансата в медицинской и VIP комплектациях были впервые продемонстрированы на 53-м Международном аэрокосмическом салоне Paris Air Show 2019 в Ле-Бурже. До этого российская вертолетная техника гражданского назначения была представлена на парижском авиасалоне 30 лет назад.

Вертолет Ми-38 получил два одобрения главного изменения в сертификат типа – на салон повышенной комфортности и систему кондиционирования воздуха грузовой и пассажирской кабины. У вертолета Ансат сертифицировано восьмикратное увеличение ресурса фюзеляжа.

Также ПАО «Казанский вертолетный завод» получил сертификат на серийное производство Ми-38.

Среди важнейших задач ПАО «Туполев» и Казанского авиационного завода - возобновление производства Ту-160. Благодаря восстановлению установок электронно-лучевой сварки стало возможным производить сварку, отжиг основных силовых элементов конструкции.

На Казанском авиационном заводе имени С.П.Горбунова – филиале ПАО «Туполев» развернуто серийное производство стратегических ракетоносцев Ту-160М, которые в ближайшие годы начнут поступать на вооружение дальней авиации.

В 2018 году Минобороны России в присутствии Владимира Путина подписало с ПАО «Туполев» контракт, предполагающий постройку в Казани до 2027 года десяти новых бомбардировщиков Ту-160М. Министерство обороны России получит первый построенный «с нуля» ракетоносец-бомбардировщик в 2021 году. Один из Ту-160М уже передан на испытания.

Помимо этого, на предприятии ведутся работы по модернизации бомбардировщика Ту-22М3. В декабре 2018 года состоялся первый полет Ту-22М3М. По окончании государственных испытаний все строевые самолеты Ту-22М3 будут дорабатываться до варианта Ту-22М3М.

На предприятии продолжается ремонт и модернизация Ту-160 и Ту-22М3, а также строительство самолетов Ту-214 специального назначения. 

«Казанский Гипронииавиапром» осуществляет реконструкцию и техническое перевооружение производственных площадей Казанского авиационного завода.

Серьезные перспективы формируются сегодня в радиоэлектронном кластере, на предприятиях которого осуществляется глубокая модернизация производственных мощностей. В рамках реализации программ стратегического развития предприятия радиоэлектронного кластера освоили новые типы специальной и гражданской продукции, участвуют в программах по созданию и модернизации самолетов различных модификаций в части комплектования радиоэлектронным оборудованием.

В настоящее время в Республике Татарстан имеется производственная база, включающая в себя как крупные предприятия (ОАО «Казанский завод «Электроприбор», АО «Завод Элекон», АО «Радиоприбор», АО «Альметьевский завод «Радиоприбор», АО «Казанский электротехнический завод», АО «Казанский оптико-механический завод» и др.), так и научные центры и конструкторские бюро (АО «НПО «Радиоэлектроника им. В.И.Шимко», АО «НПО «ГИПО», АО «Швабе – Технологическая лаборатория», АО «КПКБ» и др.).

Так, например, АО «Казанский электротехнический завод» в 2019 году завершен комплекс работ по вводу в эксплуатацию автоматизированного измерительно-вычислительного комплекса СИДИАНТ-0909-0140 КДЗ. Комплекс предназначен для выполнения высокоточных измерений и обработки результатов измерений параметров антенн различных типов как в ручном, так и в автоматическом режимах.

Положительные результаты испытаний комплекса и его внесение в Государственный реестр средств измерений в 2019 году, позволили использовать его для измерений при выполнении договорных обязательств по выпуску изделий FH01Э. При этом применение комплекса позволяет организовать замкнутый цикл производства, испытаний и сдачи заказчику всех антенных блоков изделий с проведением измерений антенных параметров в 4-5 раз быстрее, чем при проведении измерений в ручном режиме.

В 2019 году установлен модельный ряд станков MIKRON VCE. Апробированные и исключительно надёжные вертикальные обрабатывающие центры для высокоскоростного и высокопроизводительного фрезерования в десятки раз превосходят традиционные фрезерные станки по скорости резания. Кроме того, они обеспечивают более высокую точность и лучшее качество обработанной поверхности. Благодаря этому могут успешно обрабатываться даже закалённые материалы. Высокоскоростное фрезерование в настоящее время является одной из ключевых технологий в производстве прессформ и инструментов.

Основная задача сегодняшнего дня, стоящая перед предприятиями оборонно-промышленного комплекса – обеспечить производство не только высокотехнологичной продукцией военного назначения, но и конкурентоспособной продукцией для гражданских нужд.

Для ее выполнения необходимо проводить активную работу по модернизации и техперевооружению производства, укреплять взаимовыгодное сотрудничество науки и производства, внедрять передовой опыт по созданию инжиниринговых центров и технико-внедренческих центров, вести системную кадровую работу.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International