Доработанный отчет об оценке фактического воздействия постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.08.2016 № 553 «Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена»

Отчет

об оценке фактического воздействия постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.08.2016 № 553 «Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях и земельных участках, государственная собственность на которые

не разграничена»

 

  1. Реквизиты нормативного правового акта субъекта Российской Федерации.

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.08.2016          № 553 «Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена» (опубликовано в Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти от 29 августа 2016 года № 16). Размещено в сети Интернет по адресу: http://pravo.tatarstan.ru/rus/npa_kabmin/post?npa_id=72332.

 

  1. Сведения о проведении оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта и ее результатах, включая сводный отчет о результатах проведения оценки регулирующего воздействия, заключение об оценке регулирующего воздействия, сводку предложений, поступивших по итогам проведения публичных консультаций.

Разработка проекта постановления осуществлялась в рамках работы проектной группы Совета по предпринимательству при Президенте Республики Татарстан по вопросу «Нормативное регулирование нестационарной торговли на территории Республики Татарстан», сформированной в феврале 2016 года. С марта 2016 года проект постановления был размещен на официальном сайте Совета по адресу http://sovet.tatarstan.ru/.

За время работы проектной группы проведено 7 заседаний с участием заинтересованных предпринимателей, занятых в сфере торговли в нестационарных торговых объектах.

В рамках публичных обсуждений сформированный с учетом поступивших предложений текст проекта постановления находился в открытом доступе на официальном сайте Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан в разделе «Независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» в период с 19 по 3 июня 2016 года. За указанный период заключений о наличии в данном проекте постановления избыточных норм, препятствующих развитию предпринимательской деятельности, не поступало.

Ассоциацией предприятий малого и среднего бизнеса Республики Татарстан направлено письмо о поддержке принятия данного проекта постановления

В целях проведения оценки регулирующего воздействия проект постановления был направлен в Министерство экономики Республики Татарстан (http://mert.tatarstan.ru/proekt-postanovleniya-kabineta-ministrov-respublik-1534257.htm)

В соответствии с проведенной предварительной оценкой регулирующего воздействия и предложениями эксперта (по функции государственного управления: «регулирование обеспеченности внутреннего товарного рынка отдельными товарами, услугами» (03.05) было принято решение о целесообразности предложенного способа регулирования (письмо Министерства экономики Республики Татарстан от 28.07.2016 вх.12681 «О проведении оценки ОРВ»).

В дальнейшем, по итогам межведомственного согласования и в установленном порядке было утверждено вышеуказанное постановление.

 

3. Сравнительный анализ установленных в сводном отчете прогнозных индикаторов достижения целей и их фактических значений в соответствии со сводным отчетом.

Проект постановления разработан в соответствии со статьями 39³³, 3936 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральным законом от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в связи с необходимостью установления единообразных требований на территории Республики Татарстан для предпринимателей, осуществляющих деятельность в нестационарных торговых объектах. Предлагаемое в проекте регулирование предусматривает утверждение единых правил размещения таких объектов.

Детальная оценка прогнозных показателей регулирующего воздействия не проводилась. Вместе с тем, согласно данным Исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан по состоянию на 01.07.2016 количество нестационарных торговых объектов республики составляло 1819 единиц, на 01.01.2019 – 2081 единица.

 

4. Анализ фактических положительных и отрицательных последствий правового регулирования в сравнении с прогнозными положительными и отрицательными последствиями, зафиксированными в сводном отчете.

Принятие постановления не потребовало дополнительных ассигнований и не привело к негативным социально-экономическим и финансовым последствиям.

Положительные результаты принятого постановления в отношении предпринимателей, осуществляющих деятельность в нестационарных торговых объектах:

- возможность оформления размещения нестационарных торговых объектов только по договору аренды земельного участка и договору на право размещения нестационарного торгового объекта;

- закрепление общих принципов оформления договорных отношений, защищающих добросовестных предпринимателей;

- установление общих принципов льготного предоставления мест размещения нестационарных торговых объектов;

- установление гарантии предоставления компенсационных мест.

В соответствии с указанным постановлением органами местного самоуправления Республики Татарстан были приняты соответствующие нормативные правовые акты об утверждении порядка размещения нестационарных торговых объектов и схем размещения указанных торговых объектов.

 

5. Результаты предыдущих оценок фактического воздействия данного нормативного правового акта (при наличии). Иные сведения, которые позволяют оценить фактическое воздействие.

Поскольку указанное постановление было принято только в августе 2016 года результаты предыдущих оценок фактического воздействия отсутствуют.

 

6.  Предложения, полученные в ходе публичных консультаций.

В связи с существовавшим пробелом в регулировании нестационарной торговли на уровне субъекта Российской Федерации участниками публичных консультаций отмечена необходимость принятия постановления. Это повлияло на количество нестационарных торговых объектов, размещенных на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Татарстан.

После принятия постановления схемы размещения нестационарных торговых объектов были приняты во всех муниципальных районах и городских округах Республики Татарстан.

Постановлением определены порядок заключения договоров на размещение нестационарного торгового объекта, предоставление компенсационного места хозяйствующим субъектам, порядок определения платы за размещение нестационарного торгового объекта, порядок расторжения договора в одностороннем порядке.

Постановление предоставило определенные конкурентные преимущества тем хозяйствующим субъектам, у которых на 1 марта 2015 года имелись действующие договоры аренды земельных участков, предусматривающие размещение нестационарных торговых объектов, надлежащим образом исполнившим свои обязательства, а также договоры аренды земельных участков под размещение нестационарных торговых объектов, не вошедших в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденную после принятия постановления. В частности, им было предоставлено право на заключение договора на размещение нестационарных торговых объектов без проведения торгов.

С точки зрения Уполномоченного при Президенте Республики Татарстан, закрепление указанных положений считают справедливым и направленным на защиту прав бизнеса, поскольку меняющее правовое регулирование не должно ухудшать положение предпринимателей, добросовестно осуществляющих свою деятельность.

 

 

Предложения Уполномоченного при Президенте Республики Татарстан по защите прав предпринимателей

Закрепленные в постановлении положения в целом направлены на создание понятных условий работы, гарантирующих права предпринимателей. Однако практика реализации некоторых нормативных положений вызывает недовольство бизнеса. В частности, учесть органам местного самоуправления при дальнейшей работе с предпринимателями в сфере нестационарной торговли следующие положения:

1. изменение размера или формы земельных участков, предоставляемых предпринимателю под размещение нестационарного торгового объекта уже в процессе такого предоставления;

2. требования по существенному изменению внешнего вида действующих нестационарных торговых объектов;

3. затягивание сроков для проведения торгов на предоставление права на размещение нестационарного торгового объекта;

4. включение в схему размещения нестационарных торговых объектов не всех, интересующих предпринимателей территорий, в том числе исключение тех, на которых ранее велась работа;

5. существенный рост цены на торгах, значительно отличающийся от размера арендной платы, взимаемой с других предпринимателей по договорам аренды в целях размещения нестационарных торговых объектов;

6. отсутствие возможности сменить профиль работы нестационарного торгового объекта согласно утвержденной схеме размещения;

7. неопределенность порядка предоставления компенсационных мест предпринимателям, в особенности по срокам проведения торгов.

 

Предложения Исполнительного комитета г.Набережные Челны:

- закрепить положения, позволяющие учитывать местную специфику малой торговли, соблюдение требований к размещению объектов и их внешнему виду способами, не препятствующими развитию малого торгового бизнеса. Не учтено. Считаем возможным закрепить такие положения в нормативном правовом акте органа местного самоуправления.

- регулировать размещение нестационарных торговых объектов на территориях многоквартирных домов и др. Не учтено. Настоящее постановление направлено на регулирование размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

-  при размещении павильонов площадью более 100 кв.м или этажностью свыше одного этажа оформление договоров аренды земельного участка обязательно. Не учтено. Считаем введение данного положения ограничивающим конкуренцию.

 

docx
Скачать текст
DOCX, 23.4 Кб

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International